Родителям


Что делать, если ребенок кривляется?

У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?

Почему ребёнок кривляется?

1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – ого-го! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.
2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, —  и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.
3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.
4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, испытываю ревность к младшему ребенку, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»
5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.
6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.
7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Что могут предпринять родители, если ребёнок кривляется?

1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности. Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.
2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться. Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.
3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.
Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит — глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом 🙂
4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.
5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.
Следуя приведённым выше советам, родители вскоре заметят, что их ребёнок всё реже корчит рожицы и передразнивает окружающих. Он осознает, что намного проще привлечь внимание к себе, занимаясь стоящими и полезными делами.

О вредных привычках детей для
родителей
Что такое «Вредная привычка»?
Вредная привычка- это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это - некий стереотип поведения, мешающий ребёнку нормально жить и развиваться.


Самые распространённые из вредных привычек- это:
- сосание пальцев или различных предметов;
- обкусывание ногтей;
- ковыряние в носу;
- раскачивание из стороны в сторону и т.п.
Заметив у своего ребёнка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить всё как есть?
Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса - «нет».
Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она - следствие некоей неудовлетворённой потребности.Но, с другой стороны,вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же следствие некоей неудовлетворённой потребности.


Таким образом, впервые увидев, что ваш ребёнок сосёт палец или грызёт ногти не делайте ребёнку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребёнком».
Доказано, что вредные привычки исчезают тогда,когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.
А какие основные потребности у ребёнка?
Потребность в любви, безопастности, в родительском внимании, в уважении
И если ребёнок не чувствует себя любимым, не чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношения со стороны мамы и папы, у него включается компенсаторные механизмы(читай «вредные привычки»). С их помощью ребёнок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодолеть свой страх.
Многие родители замечали, как перед сном дети сосут пальчики и задают вопрос «Что делать?» В ответ хочу спросить: «А как много времени вы уделяете ребёнку?» Если ребёнку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним( в этом случае ребёнок спокоен и чувствует себя в безопасности), а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца, или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально - всё это создаёт ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью.
Другая причина возникновения вредных привычек( например, привычка грызть ногти) - стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение. 
Если ребёнок грызёт ногти,в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Заусенец или отслоившийся ноготок,часто доставляют ребёнку неудобства.Сказать об этом он не может, либо забывает, поэтому проблему стремится решить самостоятельно, откусывая или отгрызая доставляющие хлопоты элементы.
Если вы уверены, что, обкусывая ногти, ребёнок сбрасывает напряжение, то:
1.Объясните ребёнку. что «разрядиться» можно менее членовредительским способом(например, покричать в пустой комнате, попинать подушку, поплакать, в конце концов).
2.Переключите его внимание на другое действие, чтобы разарвать связь между беспокоящей его ситуацией и её реакцией на неё.
3.Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.


Прежде чем понять, почему ребёнок ковыряется в носу, помните три факта:
1.Американские учёные Джефферсон и Томпсон, проведя исследования, на тему вредных привычек, разослали по почте опросник, в котором спрашивали, какие вредные привычки вы замечаете за собой, почему и как часто они воспроизводятся? Выяснилось, что 91% опрошенных любят ковыряться в носу. Причём 75% из них заявили, что ковыряются в носу практически каждый час.


2.Нос - это орган дыхания и обоняния.Внутренняя поверхность носа покрыта эпителием, на поверхности которого находится слизь. Если слизистая носа пересыхает, то попавшие в нос мельчайшие частички чего либо прилипают к поверхности и мешают дыхательному процессу. Поэтому полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это- это «выковырять козявку»
3.Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают своё тело. Изучив свой носик и его содержимое, они переключаются на другие части своего тела.
На основе этих трёх фактов приходим к выводу:
а)Ковырянием в носу занимаются не только дети, но и взрослые.(Другое дело. что взрослые это делают как правило, когда находятся одни).
б)Если ребёнок ковыряется в носу, возможно он просто совершает физиологически оправданную процедуру-чистит носик. Капля масла(подсолнечного, персикового) внутрь и все проблемы. А что бы в дальнейшем не возникало причин для дискуссий с ребёнком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.
в)Если у маленького ребёнка носик чистый, а палец всё равно лезет в ноздрю-возможно пришло время для изучения носа.
Негативные переживания у ребёнка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов.
Очень часто вредные привычки появляются у ребёнка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребёнку со стороны родителей завышенных требований.
Запомните:запретив с помощью угроз и наказаний ребёнку сосать палец, грызть ногти, ковыряться в носу, через какое то время вы заметите, что на месте искоренённых вами привычек выросли новые, такие же или более вредные.


Поэтому, если у ребёнка появились вредные привычки, действуйте по следующим правилам:
1.Попытайтесь понять причину возникновения привычки.
2.Не запрещайте в ультимативной форме ребёнку вести себя подобающим образом.
3.Не ругайте и не наказывайте ребёнка в тот момент,когда проявляется вредная привычка.
4.Не акцентируйте внимания на его действиях.
5.В момент,когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-нибудь другое.
6.Окружите ребёнка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребёнка.
7.Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребёнка.



СКАЖИТЕ ДЕТЯМ..... 
1. Ты для меня очень важен.
Пусть они знают, что грязная посуда и сообщения электронной почты могут подождать. Они должны знать, что важны для Вас.

2. Я скучала по тебе.
Даже если Вы расстаетесь всего на 20 минут, приветствуйте их с объятиями. Дайте им почувствовать, насколько сильно Вы стремитесь быть ближе к ним.

3. Это было неправильно.
Скажите им, когда они сделали ошибку. Помогите им сделать правильно, направьте. И напоминайте им, что Вы их любите независимо от совершенных ими ошибок.

4. Ты сделал все правильно.
Если они сделали правильный поступок, Вы должны показать, что гордитесь ими. Если Вы будете поддерживать их своим одобрением, они всегда будут делать это без пренебрежения и усилий.

5. Ты особенный.
Покажите им, как удивительно различны и совершенны они. Покажите им особенности их и Ваших характеров, научите определять характеры окружающих. Это очень полезные навыки, за которые они в будущем скажут Вам «спасибо».

6. Плакать – это нормально.
Поощряйте своих детей не скрывать своих чувств. Люди плачут, когда им грустно, больно, одиноко, и иногда даже когда они счастливы. Позволяйте им делиться своими эмоциями.

7. Вытри слезки.
Иногда они должны знать , что нужно вытереть слезы и двигаться дальше. «Если Вы плачете, потому что солнце ушло из Вашей жизни, поторопитесь вытереть их, иначе они помешают Вам увидеть звезды». Объясните им эту простую истину.

8. Можешь ли ты мне помочь?
Важно, чтобы Ваши дети видели Вас, как человека, у которого много забот и хлопот о близких людях. Пусть они увидят вашу уязвимость. Пусть они научатся предлагать и оказывать помощь.

9. Тебе помочь?
Всегда спрашивайте, прежде чем помогать. Самостоятельность рождается в поиске решения проблемы. Если же малыш не может справиться, подбодрите его, и покажите, как правильно.

10. Да.
По крайней мере, один раз в день, когда они просят Вас сделать что-то с ними, скажите «да» без колебаний.

11. Нет.
Они должны знать, что Вы в чем-то не согласны с ними. Это не должно быть усталым или упрямым «нет». Обязательно объясните, почему Вы решили именно так.

12. Ты молодец.
Даже если ребенок не справился со своей задачей, но постарался, Вы должны поддержать его. Из маленьких побед выстраивается большой успех, из маленьких разочарований – отчаянье. Мотивируйте их быть успешными.

13. Будь добр к окружающему миру.
Напоминайте им, снова и снова и снова, что хорошие вещи случаются с хорошими людьми. Да, этот мир жесток, но люди, которые относятся ко всему с добром и любовью, переживают беды намного легче. Облегчите их будущее.

14. Прости.
Признавайте, когда Вы не правы, и извиняйтесь. Вы подаете хороший пример, показывая, что нужно уступать тогда, когда это необходимо.

15. Расскажи мне больше.
Задавайте вопросы, смотрите им в глаза и действительно, по-настоящему старайтесь их понимать.

16. Я люблю тебя.
Говорите это вслух каждый день. Они должны знать, что Ваша любовь безусловна, незаменима и навсегда.



 КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ




      Заниматься обучением ребенка шести-семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти упражнения можно в любой последовательности (не более 2 упражнений в день).

Упражнение 1
                           
Чтение с остановками
Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

Упражнение 2
                            Смысловая догадка
Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. 
Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

Упражнение 3
                             Параллельное чтение
Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

Упражнение 4
                             Чтение на время
Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Упражнение 5
                           Игра «Сделай ударение»
Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

Упражнение 6
                          Просмотр диафильмов
Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения. 


Упражнение 7
                          Ролевое чтение
Читать текст нужно с разной интонацией: медведь - грубым голосом, зайчик - тоненьким и тихим голосом. 

Упражнение 8
                          Игра «найди слово»
Проговорите любое слово и предложите ребёнку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память. 


Советы родителям первоклассников
   Установите вместе с ребенком режим дня, подготовка домашних заданий и школа должна чередоваться с активным отдыхом. Ребенок должен соблюдать режим: при нарушении распорядка первоклассник быстро устает, становится рассеянным, у него появляются головные боли, снижается умственная деятельность, пропадает желание учиться. Старайтесь не торопить ребенка, рассчитывайте свое время: если вы знаете, что ваше чадо медлительное – выделяйте больше минут на сборы, лучше вы встанете на 15 минут раньше, но уж точно не будете торопиться, как на пожар, и не будете бояться опоздать. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, обязательно подбодрите его, а не прощайтесь в стиле: «Чтобы не было плохих оценок» или «Смотри, чтобы учителя на тебя не жаловались».
После школы не торопите ребенка, пусть он отдохнет хотя бы час-полтора, а потом садится за уроки. Не предлагайте сразу свою помощь, наберитесь терпения. Если первоклассник с чем-то не справляется, предложите подумать над задачей вместе, чаще его мотивируйте. Будьте внимательны к жалобам ребенка: усталость, головные боли, сонливость – это объективные признаки того, что адаптация проходит тяжело, в ваших силах облегчить ее.
·        Принимайте ребенка таким, какой он есть, не стремитесь сравнивать его с одноклассниками или одногодками – вы либо занизите самооценку первоклассника либо разовьете в нем непомерную гордость;
·        Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, запишите их телефон, чтобы в случае чего можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми;
·        Проявляйте интерес к своему ребенку. Если он чем-то недоволен или расстроен, просто выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых;
·        Если ваш ребенок медленно считает или неаккуратно пишет – не критикуйте его, лучше помогите ему потренироваться. Критика – страшное оружие для маленьких детей, особенно, если их ругают прилюдно;
·        Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию. Даже «уже взрослому» первокласснику нужна ваша забота: если вы рассказываете ему сказку перед сном или вместе слушаете записи – пусть это останется вашим семейным ритуалом. Ребенок будет знать, что многое в его жизни останется постоянным, а значит, и напряжение постепенно уйдет;
·        Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником – так проблемные ситуации решить куда проще;
·        Помогите ребенку социализироваться: когда у него появятся первые товарищи и друзья, пригласите их в дом на мороженое или тортик с чаем. Дома для ребенка очень важна атмосфера эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят;
Основные признаки дезадаптации – это жалобы ребенка. Если в первые пару недель это нормально, то в дальнейшем эти признаки негативно будут влиять на учебу. Проявление агрессии или упрямства, чрезмерная подвижность, невозможность сосредоточиться, немотивированные капризы – на эти проявления просто нельзя не обратить внимание. В этом случае, родителям лучше действовать сообща с психологом и учителем, чтобы ускорить и упростить адаптацию.
Как вы поняли, с вашей стороны требуется поддержка, внимание и понимание, а остальное приложится! Если ребенок будет уверен в вас, у него появится и уверенность в собственных силах, и из школы он будет возвращаться спокойным и радостным, с новыми открытиями и знаниями!
Смотрите видео:


Комментариев нет:

Отправить комментарий